РАЗРАБОТКА АВИАЦИОННЫХ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

На протяжении более чем века наша страна активно развивает авиастроение и приносит России видимый эффект. Сегодня немало говорят о новинках отечественного авиастроения, о боеспособности российских ВКС, доказавших свою непревзойденность во время операции в Сирии. Но, несмотря на то, что наша страна является авиационной державой, к сожалению, собственное производство поршневых авиационных двигателей уничтожено полностью. Их серийного производства на сегодняшний день не существует.
Иосиф Сталин в свое время поспособствовал появлению самолета Як -18У с мотором М11ФР и убирающимися шасси с носовой опорой для подготовки лётчиков-реактивщиков. Позже, во времена Хрущева была сформирована задача - устанавливать мировые рекорды по самолётному спорту. Требовалось модифицировать Як-18, в первую очередь был необходим более мощный двигатель; взяли за основу АШ-62ИР и уменьшили его в размерах. Таким образом и родился АИ-14 – девятицилиндровая звезда с рабочим объёмом 10,16 литра и мощностью 240 л.с. Заниматься дальнейшим развитием АИ-14 было поручено КБ под руководством конструктора Веденеева в г.Воронеж. Он пошёл проверенным путём: изменение формы головки цилиндра, установка увеличенных клапанов, повышение наддува, повышение частоты вращения коленчатого вала, новый редуктор с новым фланцем воздушного винта, изменение фаз газораспределения и т.п., привели к увеличению мощности мотора с 240 л.с. до 360 л.с. (двигатель М14П) при тех же габаритах. Это позволило заменять АИ-14 на м-14П без переделок самолёта. Всё узлы и детали серийного двигателя М14П изготавливались на специализированных авиаагрегатных заводах, разбросанных по всей территории России. Двигатель выпускался на Воронежском Механическом заводе. Однако в 1991 году всё резко изменилось: Советский Союз распался, после чего разрушились все налаженные годами связи.
Производство двигателей М14П стало нерентабельным для Воронежского Механического Завода и его производство было полностью остановлено, оснастка уничтожена, компетенции утрачены.

Время не стоит на месте, индустрия развивается, идет вперед. Появляются новые требования к авиационным двигателям, в том числе и к поршневым.
Мы гордимся, что на нашем ОКБ ведется проектирование и поэтапное освоение производства серии поршневых авиационных двигателей. Двигатели будут иметь унифицированное ЦПГ, что снизит затраты на начало производства, также облегчит последующий сервис. Планируется производить 2-х, 4-х, 6-и и 8-и цилиндровые двигатели воздушного охлаждения в диапазоне мощностей 100-400 л.с. Двигатели будут оппозитные, с электрическим стартером, с комбинированным наддувом и электронным впрыском.
Кроме данной серии, на предприятии разрабатывается серия двухтактных двигателей для применения на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА).
Литье алюминиевых узлов и деталей, сборка двигателя будет налажена на предприятии Завод СЕВЛИТ (так же входит в ПИК ВЕКТОР). Разработку ведет лаборатория двигателей ОКБ «ЦЕЛЬ».